Смех и сопротивление. Юмор III Рейха
Рудольф Эрцог собрал и проанализировал шутки времен гитлеровской диктатуры. Отрывок из книги «Смех и сопротивление. Юмор III Рейха».
В те времена гораздо чаще смеялись над поведением нацистов, в котором, нужно признать, действительно хватало нелепостей. В первую очередь это касалось «немецкого приветствия», которое Гитлер скопировал у итальянских фашистов и активно насаждал по всей стране. «Если ты входишь куда-то как настоящий немец, то обратишься со словами «Хайль Гитлер» — так звучала эта правительственная максима с рекомендацией повсюду демонстрировать энергичное доказательство верности. Но только стопятидесятипроцентные нацисты смогли привыкнуть к этому жесту (вытянутая вперед рука на высоте глаз). Как бы то ни было, его немедленно ввели во всех государственных ведомствах и службах.
В Кельне после появления этого приветствия была в ходу сальная шутка с местными комическими персонажами Тюннесом и Шелем:
Идут по полю Тюннес и Шель. Тюннес поскальзывается на навозной куче и едва не падает. Он вскидывает правую руку и кричит: «Хайль Гитлер!» «Совсем сбрендил? — спрашивает у него Шель. — Ты чего вытворяешь? Тут же никого нет!» «Я просто выполняю все правила, — отвечает Тюннес. — Когда идешь по большому делу, нужно всегда говорить «Хайль Гитлер».
Тем не менее, лежавшая за этой шуткой действительность была далеко не столь забавной. Для нацистов такое приветствие служило своего рода проверкой, которая позволяла им понять, кем был их собеседник: сочувствующим партии или же политическим противником. Само собой разумеется, бывшие социал-демократы и коммунисты восприняли этот странный жест без особого энтузиазма. Как бы то ни было, любому неподчинившемуся нужно было быть готовым к последствиям такого решения.
Так, если ребенок неоднократно отказывался от этого приветствия в школе, его могли забрать у родителей. Подобное происходило и в 1940 году, когда политическая обстановка уже ощутимо ухудшилась. В это время к нацистскому приветствию успели привыкнуть, однако поначалу оно вызывало немалое недоумение. Первые годы этот жест не просто так занимал самое видное место в политических шутках. В народе с насмешкой поговаривали, что раз все говорили друг другу «Хайль Гитлер», то «добрых дней», видимо, уже лучше не ждать. С юмористической точки зрения, стоит особо отметить следующую шутку:
Гитлер проводит осмотр психбольницы. Все пациенты как один приветствуют его поднятой рукой. Но тут Гитлер видит, что какой-то человек выбивается из общей картины. «Почему вы ведете себя не как остальные?» — спрашивает он. Тот отвечает: «Мой Фюрер, я же санитар, а не псих!»
Большая часть шуток выстраивалась на игре слов. Вот одна из них, которую ошибочно приписывают мюнхенскому комику Карлу Валентину (Karl Valentin):
Пьяница проходит мимо магазина лечебных трав (Heilkräuter) и читает вывеску: «Лечебные травы, Heilkräuter, Heil Kräuter... У нас, наконец, новое правительство!»
Искажения слов особенно ценились теми, кто выступал против нацистской идеологии и всячески хотел избежать неприятного приветствия. К числу самых распространенных вариантов относятся «Drei Liter» («три литра») завсегдатаев пивных и сокращение «Heil Hitler» до бессмысленного «Heitler». Самое оригинальное творение принадлежит течению свингюгендов, которые вопреки официальному укладу отращивали волосы и слушали запрещенный свинг («негритянская музыка» на нацистском жаргоне). Эти юные бунтари приветствовали друг друга поднятой рукой и словами «Swing Heil». Как мы уже упоминали чуть ранее, этот жест на самом деле был итальянским приветствием. Ходил слух, что на одном из государственных приемов Муссолини поприветствовал Гитлера словами «Ave imitator!»
Как бы то ни было, лучший ответ на гитлеровское приветствие дал, пожалуй, ярмарочный артист из Падерборна: он научил этому жесту своих дрессированных шимпанзе. Как рассказывает его сын, животные повторяли его охотно и часто. Каждый раз, когда обезьянам попадался на глаза человек в форменной одежде (пусть даже и обычный почтальон), они сразу же поднимали лапы в нацистском приветствии. Тем не менее, нацисты-шимпанзе пришлись по вкусу далеко не всем членам партии. Ревностные национал-социалисты заявили властям об инициативе дрессировщика, который, кстати, был убежденным социал-демократом. В результате было принято постановление с запретом на обезьяньи приветствия. В случае нарушения животное подлежало «убою». Когда под вопросом оказывалась честь Гитлера, нацисты полностью теряли чувство юмора.
http://www.belvpo.com/ru/29534.html
http://www.nazireich.net/novosti/2769-2016.html
#Германия_mirror_of_history
#Юмор_mirror_of_history